Ирина Куракина
«Бери & Веди»
http://do-trainings.ru/
do-trainings@pr-rost.ru

«Диалоги о тренинг. Заложники методов»

Несмотря на распространенность тренинговой формы обучения в современном мире, в слово «тренинг» каждый, кто в той или иной степени связан с этой сферой, вкладывает собственный смысл. Для одних тренинг — это передача максимального количества информации в ограниченные сроки, и они гордо заявляют, что уже два года «читают тренинги». Для других тренинг — это вызов, драйв, преодоление неизвестного, когда каждый тренинг — «борьба со стихией обучения» (где, как правило, не бывает победителей). И, наконец, есть тренеры, для которых тренинг — это методический инструмент обучения взрослых, имеющий свои возможности и ограничения.

Разработка программы и построение процесса обучения напрямую зависят от того, какой смысл вкладывает ведущий  в понятие «тренинг». Так, тренеры, «читающие тренинг», делают упор на информацию, упуская из вида возможность использования ресурсов участников в их же развитии. Тренеры, для которых тренинг является методическим инструментом, адекватно используют его там, где это необходимо и делают это с максимальной эффективностью. Программы их тренингов логичны и последовательны, а действия уверенны и выверены. Такие специалисты являются поистине «тренерами-мастерами». Однако профессия тренера — это «вызревающая» профессия, которая требует от человека времени, желания и сил. Путь к мастерским вершинам для каждого индивидуален и долог, а вероятность стать великим гуру за два-три года сводится к нулю.  На своем пути большинство из нас сталкивается с этапом «играющего тренера», когда каждый тренинг — это загадка, когда его результаты непредсказуемы, а участников необходимо «переломить» самым искусным методом. Этому отчасти способствуют курсы первоначальной подготовки тренеров, которые ориентированы в основном на пополнение тренерского багажа. Выпускники таких курсов искренне надеются, что качество их тренингов повысится за счет выбора наиболее эффективных упражнений.
Эта статья о том, как преодолеть этот этап, сделать методы тренингов верными спутниками на дороге достижения целей и прийти к пониманию тренинга как методического инструмента.

• Я работаю менеджером по обучению 6 месяцев. Периодически я самостоятельно провожу тренинги по продажам и конфликтам. На данный момент в основном использую либо те упражнения, которые нам показали на тренинге для тренеров, либо пользуюсь наработками специалистов нашего отдела. В последнее время я стала испытывать дефицит упражнений и стала обращаться к сборникам методических средств. Однако большинство упражнений, описанных в этих сборниках, либо сопровождаются невнятными инструкциями, либо дублируют друг друга, прикрываясь разными названиями, а чаще всего вовсе не подходят под необходимую мне специфику. Подскажите, как тренеры-профессионалы пополняют свою копилку методов и сколько упражнений должно быть в арсенале тренера, чтобы уверенно выходить к группе? 
Алена А., менеджер по обучению

Одно и то же упражнение может быть направлено на решение разных целей тренинга. Обладание множеством упражнений приводит лишь к трудностям в их воспроизведении, а тренинг — в экспериментальную площадку для их применения. В работе каждого тренера есть цель, которая определяет результат обучения.  Задача тренера — организовать пространство обучения таким образом, чтобы поставленная цель была достигнута участниками с наименьшими временными потерями (то есть обучение должно быть эффективным). Играя с методами и раскладывая из них пасьянс, тренер рискует упустить цели обучения и наполнить процесс «игрушками» для участников и себя. Тренер, который это осознает, идет не по пути «заполнения тренерской  копилки»,  а по пути досконального  продумывания целей и задач тренинга. Он формирует скелет тренинга и только после этого подбирает, адаптирует или разрабатывает упражнения, четко нацеленные на достижение результатов обучения. При таком подходе пополнение методов приобретает целенаправленный, а не хаотичный характер. Тренер избавляется от необходимости постоянного поиска очередных, более эффективных методов, но дарит новое звучание каждому методу, которым он уже владеет.

• Мне предстоит провести тренинг по управлению конфликтами, но опыта работы с данной темой у  меня нет. При подготовке к тренингу я понял, что те упражнения, которые мне известны, не подходят к данной тематике. Я не прошу поделиться теми упражнениями, которые Вы используете в тренингах по управлению (так как понимаю ревностное отношение тренеров к своим авторским наработкам), я лишь прошу сориентировать меня в том, какие книги и материалы  можно использовать для того, чтобы найти хорошие упражнения и задания для тренинга  по обозначенной мной теме.
Никита М., тренинг-менеджер

Никита, дело не в ревностном отношении тренеров к созданным ими упражнениям, а в том, что каждое упражнение создается под конкретный тренинг. Если «вытащить» его из контекста обучения, оно перестанет быть действенным и, пополнив список «1 000 упражнений для тренинга», утратит свою уникальность. Тренеру важно не брать упражнение, которое кем-то придумано и  у кого-то хорошо прошло, но определить, что именно необходимо в конкретном тренинге, для того чтобы достичь поставленных задач. Так, при рассмотрении темы управления конфликтами важно проработать два аспекта: анализ ситуации, которая привела к конфликту, и управление взаимодействием в нем.
При освоении принципов анализа ситуации Вы можете либо предложить участникам алгоритм анализа, разработанный Вами ранее, либо предоставить возможность участникам самостоятельно выработать его на тренинге. Далее, необходимо разработать упражнения, в которых участники смогут освоить этот алгоритм и проанализировать типичные конфликтные ситуации. При проработке темы управления взаимодействиями оптимально использовать ролевые игры. Сюжет лучше  взять из  тех случаев, которые возникают в Вашей компании. Этот подход будет эффективным для участников, так как они будут работать с реальными и актуальными для них ситуациями. При создании нового тренинга обязательно обращайтесь к здравому смыслу, и не бойтесь самостоятельной разработки упражнений.

• С недавнего времени работаю бизнес-тренером в компании по продаже автомобильных  шин и дисков. Сотрудники компании не обучались уже полгода, поэтому я активно включился в процесс и стал собирать заявки на обучение. При разговоре с генеральным директором мы определили тематики, по которым в первую очередь необходимо провести обучение. Также, я получил от него строгое указание, чтобы в тренингах была только практика, что ему не нужно «пустых слов», а нужны конкретные упражнения. Я знаю, что в тренингах важно присутствие как практики, так и теории. Если от меня требуют исключить теорию из обучения, то как мне вести тренинг?
Алексей Д., бизнес-тренер

Количество теории в тренинге напрямую зависит  от тематики  обучения и от группы, которую предстоит обучить (опыт участников, объем и качество их профессиональных знаний и умений и пр.). Объем теоретического материала в тренинге не должен превышать 15—20 %, однако полное его исключение может губительно сказаться на качестве обучения. Очень хорошо, что Вы обратили на это внимание и задумались о том, как найти выход из сложившейся ситуации. Чем опасен тренинг, в котором полностью отсутствует теория, а все обучение строится на отработке упражнений? Если весь процесс обучения будет построен исключительно на практических упражнениях, у участников не сформируется общей структуры материала, они не усвоят логику и последовательность действий, поэтому перенос информации и использование инструментов будет затруднителен, или вовсе невозможен, а следовательно, и результаты обучения будут посредственными.
Как решить эту проблему, если руководитель против включения в тренинг теории? Традиционные мини-лекции — это не единственный способ передачи информации участникам, ведь Вы можете использовать с этой целью инструкции и упражнения, а также обобщать результаты работы группы. Идите от опыта участников: структурируйте его, придав форму. Совместно с группой анализируйте результаты, делайте выводы и вырабатывайте приемы и технологии, которые помогут Вашим подопечным понять, как преобразованная информация может быть использована в их ежедневной работе. Помимо этого, во время обучения Вы сможете возвращаться к сделанным  выводам  для контроля усвоения знаний участниками тренинга. Таким образом, обобщение результатов, выводы и алгоритмы будут теми вкраплениями теории, которые создадут каркас тренинга и не дадут информации «рассыпаться» и помогут Вам сделать тренинг интересным и наиболее эффективным.

Обращаться к опыту именитых тренеров правильно и похвально, ведь в их работах есть многое, что можно почерпнуть для себя. Однако слепо следовать чужим наработкам — не лучшее решение для любого тренера. Путь к вершинам мастерства сопровождается вдумчивым и кропотливым трудом, однако силы, вложенные в работу, всегда оправданы. Ищите, творите и создавайте свое, делая каждый тренинг уникальным, неповторимым и вместе с  тем эффективным инструментом достижения конкретных результатов в обучении.

  С наилучшими пожеланиями,
Ирина Куракина
«ВсеКтоУчатсяМоиДрузья!»
«Бери & Веди»
http://do-trainings.ru/

Оригинал статьи:
http://do-trainings.livejournal.com/71291.html